Мы слушаем ушами, а СЛЫШИМ мозгом!
Уши принимают и отправляют «необработанную» информацию в мозг для дальнейшего анализа. Области мозга, отвечающие за обработку слуховой информации, производят расшифровку. Уровень анализа и интерпретации, поступающей в мозг звуковой информации, зависит от навыков слуховой обработки. Мозг является наиболее восприимчивым для развития языковых навыков в возрасте до 3-х лет. В этот период в центрах мозга, ответственных за речь, фиксируется информация, состоящая из различных звуков и слов.
В процессе слушания важную роль играет корректная обработка мозгом звуковой информации, что, в итоге, позволяет человеку обучаться и развивать когнитивные навыки.
Однако, в последнее время все чаще встречаются дети, для которых мир звучит «искаженно», они все слышат, как будто через телефон, и сигнал постоянно пропадает, обрывая слова. Ваши вопросы и просьбы пролетают мимо такого ребенка. Как будто он живет в невидимом звуконепроницаемом шаре? Ребенок часто смотрит на Вас пустым взглядом и переспрашивает: «А? Что?»
У таких детей наблюдается нарушение процесса обработки слуховой информации. Они сталкиваются с трудностями в понимании инструкций и концентрации внимания, особенно в местах, где часто присутствует фоновый шум — разговоры и даже шепот, шум транспорта, газонокосилок, кондиционеров, звуки играющих детей и это только немногие отвлекающие от занятий факторы, затрудняющие процесс обучения для таких детей. Им приходится тратить слишком много когнитивных ресурсов и энергии, пытаясь разобраться в различных источниках слуховой информации, которую получает их мозг. Они могут слышать, но испытывают трудности с пониманием того, что они услышали.
Ребенок с нарушением обработки слуховой информации без визуального подкрепления может не начать работу. Некоторым детям нужно видеть лицо, губы взрослого, только тогда он начнет говорить. Таким детям нужно многократное повторение инструкции, схемы, рисунки, чтобы ребенок услышал вас и понял.
Таким образом, эти дети либо не могут полностью раскрыть свой потенциал, либо вообще не могут учиться.
По последним данным из разных источников около 12% детей страдают нарушением слуховой обработки, нарушением, которое подавляет способность мозга различать и обрабатывать звуки.
У детей может отмечаться как повышенная, так и пониженная чувствительность к звукам (гиперакузия и гипоакузия), и нарушение понимания речи. Дети с гиперчувствительностью закрывают уши, чтобы приглушить звуки или голоса, жалуются на шум, который никого другого не беспокоит, становятся беспокойными при большом скоплении людей. Дети с гипочувствительностью, наоборот, игнорируют обычные звуки и голоса, но могут «включиться» на мощные музыкальные ритмы или очень громкие, близкие или внезапные звуки, постоянно издают звуки или «мычат», любят вещи или занятия с отчетливыми звуками (моторы, сигналы и т.д.). Есть категория детей, которая ищет слуховые ощущения, т.е. они радуются громким шумам и громко включенному телевизору, любят толпу и места с шумной деятельностью, как правило, разговаривают кричащим голосом, прислоняют ухо к динамикам.
Пока ученому сообществу неизвестно, что именно влияет на мозг человека, лишая его возможности различать информацию с помощью органов слуха. Хотя иногда врачи относят проблемы обработки слуховой информации к синдрому дефицита внимания и гиперактивности, путают симптомы нарушения слуховой обработки с симптомами дислексии, дефицитом слуха, общими трудностями в обучении или даже с симптомами депрессии.
Если у ребенка нарушена обработка слуховой информации, необходимо обратиться к неврологу, который направит ребенка на обследование АСВП, чтобы убедиться, что его слух воспринимает все частоты. Дети, которые не все слышат, по-разному воспринимают звуки разных частот, и специалисты-аудиологи могут помочь в решении этой проблемы. Исходя из результатов обследования, невролог может рекомендовать обратиться к специалисту по сенсорной интеграции, логопеду, психологу или нейропсихологу. Возможно, ребенку понадобится отоларинголог-сурдолог.
Нарушение обработки слуховой информации охватывает три отдельных расстройства, которые могут проявляться как вместе, так и самостоятельно.
1. Проблемы с дифференциацией звуков. Когда дети учатся говорить, они воспроизводят услышанные звуки. Человек с НОСИ может говорить невнятно, используя близкие по звучанию звуки вместо правильных («дада» вместо «деда»), хотя их сверстники уже перестали так делать. Обычно, люди, которые плохо различают звуки, часто говорят быстро, как бы зажевывая окончания слов. Это может повлиять и на чтение с письмом.
2. Проблемы со слуховой памятью. Из-за этого расстройства ребенку трудно запоминать числа и факты, что также влияет на его навыки чтения и речи. Обычно, дети с проблемами со слуховой памятью долго не могут запомнить свой адрес и телефонный номер, им также сложно запоминать базовые математические факты. То же касается произнесенных вслух указаний.
3. Проблемы с обработкой речи. Эта часть НОСИ самая проблематичная. Она влияет на способность ребенка понимать, что от него требуется, а также на его навыки общения. Ребенку с этим нарушением сложно отвечать на вопросы, он путается, читая и рассказывая истории с длинным сюжетом и большим количеством персонажей. Он часто воздерживается от разговоров, поскольку ему требуется много времени, чтобы понять сказанное и сформулировать ответ.
Как же помочь ребенку с нарушением обработки слуховой информации?
Необходимо:
– Сократить количество источников, которые одновременно звучат.
– Давать четкие и короткие инструкции.
– Пройти слуховую терапию по Методу Томатис (нейросенсорная слуховая стимуляция).
Слух –это пассивный процесс, который происходит рефлекторно, а СЛУШАНИЕ - это активный процесс с непосредственным участием аналитических зон мозга.
Слушание – это внимательный слух, это способность выделять нужную информацию из массы услышанного.