Сенсорное восприятие детей с РАС


Необычная реакция на сенсорные стимулы была замечена в самом начале изучения аутизма. . Трудности в обработке сенсорной информации, такой как осязание, звуки, запахи, вкус, яркость и движение. Эти трудности могут сделать повседневные ситуации невыносимыми. Аномалии восприятия сенсорной информации могут вызывать сильное беспокойство, которое влечет за собой обсессивно-компульсивное поведение, а также социальные и коммуникативные проблемы.
Многие дети с РАС имеют сенсорные нарушения одного или нескольких органов чувств. Эти нарушения отличаются от слепоты или глухоты. Типичные нарушения - это проблемы при распознавании главной и побочной информации. На уровне восприятия не способны различать главные и побочные сенсорные стимулы.
Сенсорное восприятие детей с РАС
Сложности с обработкой большого количества информации. Неспособность фильтровать информацию и распределять своё внимание могут привести к рассеянности и информационной перегрузке. Непроизвольная реакция на несущественные стимулы (фрагментация) мешает обработке информации. Без необходимой фильтрации и распределения внимания ребенок не может нормально воспринимать окружающую обстановку.
Аутичные дети часто не способны разделить своё внимание между предметом, который они хотят, и человеком у которого они должны попросить, потому что переключение с одного стимула на другой - относительно медленный процесс для многих из них. Ещё одно затруднение неспособность привлекать и поддерживать чужое внимание т.е. уделять внимание тем же стимулам, что и собеседник. Поэтому ребенок не может поделиться своими ощущениями. В результате не осознаёт важность общения, что замедляет социальное и культурное развитие.
Замедленная обработка информации. Как результат фрагментарного восприятия, испытывают замедленную обработку информации. Восприятие по частям требует больше времени и усилий, чтобы распознать, что происходит с ними и вокруг них.
Гиперчувствительность. Очень часто встречается гиперчувствительность к определенным звукам, запахам, текстурам. Например, прикосновения к некоторым предметам может вызвать болезненные ощущения.
Гипочувтвительность. Может быть снижена очень сильно, что ребенок не ощущает боли, не может нормально видеть или слышать, или даже чувствовать своё тело. Для стимуляции размахивают руками, раскачиваются или издают странные звуки.
Сенсорная перегрузка. Сложности в сенсорном восприятии могут вызвать сенсорную перегрузку,
которая вызывает тревогу, замешательство, раздражение и стресс, которые приводят к неприемлемому поведению.
Монопроцессинг. Для ограничения объема информации и её искажения, фрагментации и перегрузки, люди с аутизмом могут ограничиться использованием только одного сенсорного канала, не используя остальные.
Периферийное восприятие. Для более лучшего восприятия используют боковое зрение или слушая периферийно.
Нарушение сенсорной обработки - это комплексное церебральное расстройство, дети с нарушением сенсорной обработки неправильно интерпретируют сенсорную информацию. Это может приводить к проблемам развития речи, координации, адаптивного поведения и обучения. Проблемы сенсорной обработки при аутизме являются частью этого заболевания или его первичной характеристикой.
Сенсорная интеграция
В середине 70-х годов прошлого столетия Джейн Айрес, логопед и психолог из штата Оклахома (США), в процессе практической работы пришла к созданию теории нарушения работы сенсорных систем - теории дисфункции сенсорной интеграции, которая привлекла внимание многих специалистов, занимающихся проблемами развития ребенка. Дж. Айрес увидела проблему, мешающую развитию, по крайней мере, каждого десятого ребенка. Более чем 70% детей, имеющих какие-либо отклонения в развитии речи, двигательной и эмоциональной сферы, проблемы с обучением, поведением, общением, имеют нарушение работы сенсорных систем.
Никакая часть центральной нервной системы не работает
сама по себе: информация передается от одной ее части к другой. Прикосновения помогают видеть, зрение - удерживать равновесие, равновесие ощущать положение тела в пространстве и двигаться, движение помогает обучению. Мозгу необходима стимуляция, она возбуждает мозг и создает в нем функциональную активность. Таким образом, становятся возможными дыхание, поглощение пищи, ходьба, речь, чтение и т. д. Достаточная стимуляция ведет к увеличению числа связей между мозговыми клетками.
С самого рождения дети развиваются только при условии постоянной стимуляции ощущениями от собственного тела и окружающей среды.
Огромное количество информации от органов чувств идет в мозг ежесекундно. Мозг должен организовать ее, выбрать наиболее важные, необходимые и отбраковать ненужные из многочисленных поступающих сенсорных сигналов. Поток нервных импульсов от органов чувств и внутренних органов определяет развитие нервной системы ребенка. Если ребенок родился здоровым и его сенсорная стимуляция нормальна, то у него нет проблем с развитием двигательных навыков, речи и поведения.
Для детей же, имевших в начале жизни какие-либо нарушения сенсорной стимуляции (из-за повреждения в родах чувствительных органов, ствола мозга, мозжечка, нервных путей и т. д.), процесс сенсорной стимуляции оказывается неэффективным или недостаточно эффективным. У таких детей развиваются различные нарушения, что приводит к дисфункции сенсорной интеграции. То, как ребенок перерабатывает окружающую и внутреннюю информацию, сказывается на развитии его чувств, мыслей и действий. Легчайшие нарушения в процессах деятельности мозга могут влиять на то, как ребенок овладевает бытовыми навыками, обучается и общается. С возрастом проблемы множатся и возникают трудности с развитием, обучением в школе и поведением.
Основные сенсорные системы: зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная. Эти "внешние" чувства отвечают на стимулы окружающей среды. Однако есть в нашем теле и «внутренние» чувства: интроцептивное, тактильное, проприоцептивное и вестибулярное. Эти системы чувств, ориентированные на тело, действуют вне сознательных мыслей, и мы не можем контролировать их работу.
Интроцептивная: ощущения, поступающие от внутренних органов (например, частота сердечных сокращений, частота дыхания, голод, возбуждение, смена настроений и т. д.).
Тактильная: ощущения от прикосновений, давления и т. п. Дети, имеющие тактильную дисфункцию, часто испытывают затруднения с приемом пищи, мимикой, артикуляцией, поскольку они не имеют соответствующей информации от рецепторов, расположенных в области лица и рта.
Проприоцептивная: ощущение положения тела в пространстве, получаемое от мышц, связок и суставов. Некоторые часто встречающиеся признаки проприоцептивной дисфункции - это неуклюжесть, невозможность адекватно оценить положение тела в пространстве, трудности в обучении новым моторным навыкам. Моторные же навыки глубоко связаны с речевой деятельностью.
Вестибулярная: ощущения движения, силы тяжести и равновесия.
Мозг отбирает, сортирует и упорядочивает чувства. Основной элемент нервной системы - это нервная клетка (нейрон).
Нервная клетка состоит из тела, дендритов, аксона и терминалей. Миллионы нейронов человеческого тела связаны в нервную систему. Дендриты нервных клеток получают нервные импульсы от других клеток или рецепторов, глаз, ушей, языка и т. п. Импульсы проходят через ядро к аксону, который проводит их через терминали к дендритам других нервных клеток или к исполнительному органу (например, к мышцам).
Процесс развития ребенка связан с ростом дендритов, аксонов и терминалей. Рост начинается в стволе мозга и распространяется на «верхние этажи» нервной системы.
Сенсорная стимуляция и накапливаемый опыт способствуют росту.
Мозг обладает замечательной способностью приспосабливать сенсорную информацию к требованиям окружающей среды и к потребностям человека. Он может включать или выключать нервные цепи, чтобы регулировать собственную активность и, соответственно, уровень общей активности. Если нужно, мозг включает нервные цепи, обслуживающие игру в мяч, и переключает их, когда начинаем делать что-то другое.
Мозг тормозит сенсорную информацию, которая не нужна для выполнения определенной задачи.
Когда ребенок сидит в классе, его мозг тормозит восприятие звука гудящих вентиляторов, чтобы можно было слушать учителя. Если не блокируется ненужная информация, мозг может быть чрезмерно стимулирован. Когда мы привыкаем к определенным сенсорным ощущениям, мозг автоматически игнорирует их. Так, напряжение ремней ранца вначале занимает внимание ребенка, но в конце концов он перестает его замечать. Мозг облегчает восприятие приятных ощущений, например, успокаивающее чувство в кресле-качалке, он дает «зеленый свет» переживаниям удовольствия.
К сожалению, у детей нередко нарушается нормальная работа системы, воспринимающей информацию. Ребенок оказывается неспособным правильно реагировать на определенную сенсорную информацию. Когда информации слишком много, мозг перегружен и принуждает ребенка избегать новых впечатлений. Когда информации слишком мало, мозг ищет дополнительные сенсорные стимулы.
Симптомы нарушения восприятия информации по сенсорным системам:
Слух: ребенок боится неожиданных или громких звуков;
закрывает уши руками; не может гулять по шумной улице; выглядит рассеянным в шумном окружении.
Зрение: ребенок предпочитает находиться в темноте; ему трудно преодолевать ступеньки; избегает яркого света; напряженно смотрит на людей или предметы; избегает контакта «глаза в глаза».
Обоняние: ребенок постоянно нюхает несъедобные предметы; не переносит крепких запахов.
Положение тела: ребенок постоянно пробует разные
виды двигательной активности; хватается за других людей, мебель, предметы; имеет слабую мускулатуру, легко утомляется; ходит на цыпочках.
Движения: ребенок становится неуверенным, тревожным, когда чувствует, что теряет почву под ногами; избегает подъемов, лазания и прыжков; не любит играть на спортплощадке; опасно рискует в игре, не осознавая опасности.
Прикосновения: ребенок не переносит прикосновений к себе, боится испачкаться клеем, песком, красками и т. д.; чрезмерно чувствителен к определенным тканям (одежде, постельному белью); не любит прикасаться к людям и предметам; избегает ходить босиком, особенно по траве и песку; у него понижена болевая и температурная чувствительность.
Внимание, поведение и общение: ребенок быстро меняет одну активность на другую, и это мешает ему играть; плохо концентрирует внимание; чрезмерно аффективен с другими; кажется тревожным; склонен к инцидентам; ему трудно заводить друзей, выражать эмоции.
Способность уделять внимание задаче зависит от способности тормозить несущественную сенсорную информацию - окружающий шум или зрительные образы. У многих детей не развиты защищающая, тормозящая способности нервной системы. Это может выражаться в рассеянности, гиперактивности или импульсивности - ребенок без «тормозов».
Ребенок кажется неорганизованным, ему не хватает целеустремленности. Поэтому он не в состоянии исследовать окружающий мир, полноценно играть. Он может казаться неуклюжим и плохо держать равновесие. Ему трудно успокаиваться после физических игр.
Негативное поведение имеет скрытую причину. Ребенок может быть вспыльчивым, возбужденным, кричать из-за ерунды - например, из-за того, что испугался незнакомых звуков, увидел нечто непонятное или ему просто мешает складка в одежде.
Общий симптом дисфункции сенсорной стимуляции - неспособность поддерживать необходимое состояние внимания, а также концентрировать внимание на определенной задаче. Это особенно заметно при восприятии речи, несущей огромное количество слуховой информации, которую нервная система не может переработать.
Основа нормальной работы нервной системы обусловлена состоянием вестибулярной системы. Вестибулярная система является главным организатором ощущений, поступающих из других сенсорных каналов, - таким образом, она участвует в овладении речью. Вестибулярная система отвечает за координацию и регуляцию мышечной активности невербального общения - «язык тела» и другие формы невербального общения.
Результатом сниженной активности вестибулярной системы часто являются нарушение артикуляции и задержка речевого развития. Дети просто не определяют сенсорную информацию, которая поступает от артикуляторных органов. В результате возникают трудности с началом и реализацией движений, требующихся для артикуляции.