Вестибулярная система довольно часто страдает у аутичных детей. Надо понимать, что от качества обработки вестибулярной информации зависит не только двигательная активность (равновесие, ловкость, координация, стабилизация тела), но стабилизация взгляда, мелкая моторика, артикуляция, чтение и письмо.
Поэтому развитие вестибулярной системы крайне важно в рамках общей коррекции аутизма, задержек развития и речи.
Вестибулярные активности
Качели, горки, карусели
Кресло-качалка, лошадка-качалка
Вращения на крутящемся стуле
Кувырки, катания колбаской
Велосипед, самокат, беговел, скейтборд, ролики, коньки, лыжи, сноуборд
Ходьба по бревну, бордюру
Прыжки на 1 и 2 ногах (усложненных вариант - прыжок+вращение вокруг себя)
Батут
Занятия с фитболом
Перенос предметов на голове
Гамаки
Ходьба и бег спиной вперёд
Бой подушками
Занятия на полусфере босу
Мозжечковая стимуляция и балансиры
Стабилоплатформы
Ходьба и бег по сугробам, песку
Прыжки по ортопедическим кочкам
Шведская стенка, верёвочная лестница, тарзанка, кольца
Игры с кружением и подбрасыванием
Все эти несложные упражнения и игры помогут развить вестибулярную систему. Эти упражнения в различных комбинациях должны быть включены в ежедневную сенсорную диету ребенка с особенностями. Для детей с гравитационной неуверенностью необходимо постепенно подключать вестибулярные активности для снижения сенсорной защиты, двигаясь от самых простых заданий в сторону усложнения по мере адаптации. Детей с сенсорным голодом, гиперактивностью необходимо насыщать как можно больше.
Подводя итог, хочется напомнить, что обработка сенсорной информации - это база и фундамент, на которую в дальнейшем надстраиваются более сложные задачи как сенсомоторное и моторное развитие, а только потом познавательные способности ребенка. Соответственно пока сенсорные системы ребенка работают некорректно невозможно дальнейшее правильное развитие ребенка.