Вопрос-ответ

Кто такой логопед?
Логопед – это специалист, который занимается выявлением нарушений речи и их исправлением и развитием всех компонентов речи.

Сколько времени займут занятия у логопеда? Когда ждать результатов?
Нет конкретно установленных сроков устранения нарушений речи. Нельзя делать прогнозы, увидев ребёнка первый раз.
Сколько потребуется времени для каждого конкретного случая (месяц, два, полгода или больше), зависит от:
— проблемы, с которой обращаются;
— возраста ребёнка;
— индивидуальных особенностей ребенка;
— строения речевого аппарата (при коррекции звуков);
— количества и длительности занятий в неделю;
— общего уровня развития и быстроты обучаемости ребенка;
— наличия сопутствующих заболеваний;
— настроя ребёнка родителями на достижение результата (мотивация);
— выполнения рекомендаций и домашних заданий;
— посещения занятий по дополнительным направлениям (занятия с дефектологом, нейропсихологом, по логопедической ритмике, мелкой моторике и т.д.)
Чем отличаются специалисты – логопед и логопед-дефектолог?
Логопед – специалист, занимающийся устранением речевых нарушений (нарушение произношения звуков, слоговой структуры слова, речевого слуха и связной речи) у детей без особенностей в развитии .

Логопед-дефектолог – это коррекционный педагог, работающий с детьми, у которых помимо речевых проблем имеются сопутствующие нарушения: задержка психоречевого развития (ЗПРР), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), умственная отсталость (УО).
Что значит логопедический массаж?
Логопедический массаж – это процедура, в ходе которой производятся механические воздействия на артикуляционный аппарат ребёнка: щёки, губы, язык, мягкое нёбо, а также лицо, голову, шею. Он действует на состояние мышц, нервов и кровеносных сосудов речевого аппарата.
Кому необходим логопедический массаж ?
У многих детей с речевыми проблемами нарушено кровоснабжение ствола мозга и иннервация мышц речевого аппарата. В результате ребенок не в состоянии контролировать работу мышц, обеспечивающих артикуляцию. Иногда у ребенка значительно нарушена чувствительность языка и губ: без зрительного контроля он не может ощущать положение своего языка, ему трудно контролировать слюнотечение. Такая ситуация чаще всего бывает у детей с дизартрией.
Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи?
- речь нечеткая, слова проглатываются;
- заменяет один звук на другой;
- говорит мало слов относительно нормы своего возраста;
- в 2 года используется много «своих» слов и мало правильных;
- ребенок все понимает, но по каким-то причинам не желает говорить;
- если после 4 лет сохраняется мягкое произношение: «кися», «пиль» вместо «пил» и т.д.
- если есть запинки, заикание, повторение, тем более — частое;
- если есть проблемы с запоминанием и пересказом;
- в словах буквы и слоги меняются местами;


Что включает обследование у логопеда?
- импрессивную (понимание речи) и экспрессивную (собственную речь ребенка) стороны речи;
- коммуникативную функцию речи;
- особенности словарного запаса;
- особенности грамматического строя речи;
- особенности связной речи;
- особенности строения артикуляционного аппарата (язык, его подвижность и координация артикуляционных движений, прикус, уздечки, тонус мышц и т.д.);
- произношение звуков изолированно, в слогах, в словах, фразах и в самостоятельной речи ребенка;
- слоговую структуру слова (как ребенок произносит сложные по слоговой структуре слова, не переставляет ли слоги, не пропускает ли их);
- фонематические процессы: слух и восприятие, звуковой анализ и синтез (что очень важно не только для звукопроизношения, но и для овладения письменной речью);
- особенности письменной речи (у школьников);
- уровень развития психических функций (память, внимание, словесно-логическое мышление), их соответствие возрастной норме;
- уровень развития крупной и мелкой моторики.
Почему это важно?
К сожалению, в последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
Почему не стоит откладывать визит к логопеду?
- во-первых, упущенного времени не вернуть;
- во-вторых, выслушав специалиста, вы получите полезную информацию;
- в третьих, вы перестанете беспокоиться, что с вашим ребенком что-то не так;
- в-четвертых, при необходимости вам посоветуют консультации невролога, остеопата, отоларинголога, психолога;
- в-пятых, определитесь, с какого возраста вашему ребенку рекомендовано начинать занятия.